Памятка лыжникам

Туристы занимаются фрирайдом на Камчатке

Что такое фрирайд?

Очень часто люди впервые вписываются во фрирайд-тур, не понимая, что их ждёт. Это нормально, и мы хотели бы поспособствовать просвещению людей в теме, в которой сами разбираемся. Слово «фрирайд» происходит от английского free — свободный, и ride — ехать, кататься. Подразумевается, что человек, назвавшийся фрирайдером, может ехать на лыжах везде: по свежевыпавшему снегу, застругам (снежным гребням), льду, буграм.  

Есть фрирайд-туры, которые проходят вблизи или непосредственно на самих горнолыжных базах. Когда вы едете туда, где горнолыжных баз нет, вариантов фрирайда у вас будет несколько, но они отличаются лишь тем, каким способом вы доберётесь на вершину.

Ски-тур

Вы поднимаетесь на гору пешком. Лыжникам в этом случае нужны специальные фрирайд-лыжи с соответствующими креплениями. На креплениях для катания по трассам будет сложно подниматься вверх, поэтому у скитур-креплений есть режимы Ski(ехать) и Walk(идти). В режиме Walk крепления дают возможность поднимать пятку, что крайне важно при подъёме в гору.

Чтобы лыжи не скользили вниз, на них клеятся камуса. Это специальная подкладка, у которой с одной стороны липкий слой для прикрепления к скользяку лыжи, а с другой – ворс.

У сноубордистов в ски-туре два варианта: идти на сплитборде или снегоступах. Сплитборд – это сноуборд, состоящий из двух частей. В разобранном состоянии он напоминает лыжи и при подъёме в гору используется та же схема с камусами, как у лыжников. Для спуска две части соединяются и вниз вы едете на сноуборде.

Если нет сплитборда, сноубордисты поднимаются на снегоступах со сноубордом за спиной. Вы встёгиваетесь в них в сноубордических ботинках и за счёт большой площади поверхности, не проваливаетесь в снег.

Заброски снегоходами

Здесь всё понятно – вас везут в пассажирской нарте, прикреплённой к снегоходу, до места катания.

Хели-ски

От английского слова heli-skiing. Heli — сокращение от helicopter (вертолёт). Соответственно, на программах хели-ски райдеров доставляют до места катания на вертолёте. После высадки на вершине вертолёт летит и ждёт внизу, куда съезжает группа, и снова поднимает вас на вершину.

Также есть заброски на ратраках или машинах, но здесь отличие лишь в транспорте.

Если вы хотите попробовать фрирайд на Камчатке, но у вас минимальный опыт катания, мы с удовольствием проконсультируем вас и подберём программы под вас.

Правила фрирайда

Правило 1. Одинокий райдер — мертвый райдер

Это главное правило фрирайда, как, впрочем, и любого экстремального спорта: нельзя кататься в одиночку. Кроме лавин, из которых, как правило, самому не выбраться, есть и другие опасности. Представьте, что вы сломали ногу, неудачно упали, порвали мениск или связки. Ничего ужасного в этом нет — ваши товарищи вам помогут. Но только в том случае, если они рядом. А если вы один и не можете двигаться сами? Спасателей удается вызвать не всегда. Найти вас в горах им непросто. А ждать, когда в зоне видимости появятся люди, можно долго. Так что ходить в горы в одиночку нельзя.

РЕШЕНИЕ

Оптимальная компания — 3-5 человек. Вдвоем кататься допустимо, но если из этих двоих кто-то попадет в лавину, то копать предстоит тоже одному. А это — время, оно критично для того, кто под снегом. Больше пяти человек собирать в компанию тоже неудобно. Спускаются с горы по одному, и вам придется долго ждать своей очереди. А это уже не каталка.

Правило 2. Не катайтесь с незнакомыми людьми

К сожалению, нередко бывает, что компания для фрирайда собирается на поляне перед подъемниками или в ближайшем кафе. Райдеры вычисляют друг друга по широким лыжам и рюкзакам, знакомятся и уходят в горы, ровным счетом ничего не зная друг о друге. Формально главное правило — не кататься в одиночку — выполнено, но на практике такая компания может оказаться еще хуже соло варианта. Даже, если у ваших новых знакомых есть лавинное снаряжение, не факт, что они умеют им пользоваться. А это значит, что помощи от них в момент Х вы не дождетесь.

Но бывает и хуже. Иногда едва знакомые райдеры, желая показать друг другу свою удаль, начинают спускаться вниз гурьбой, подбадривая, обгоняя и подрезая друг друга, и таким катанием значительно повышают вероятность сорвать лавину. То есть, вместо того, чтобы повысить свою безопасность, они добиваются ровно противоположного.

РЕШЕНИЕ

Самый простой способ найти правильную компанию — обратиться к сертифицированному гиду. Он и снаряжение у всех проверит, и уровень подготовки, и правильно организует катание. Но если вы все-таки решили кататься самостоятельно, то нужно заранее озаботиться поиском надежных друзей.

Правило 3. Райдеры должны быть равными по уровню

Уровень группы определяется по самому слабому ее участнику. Его возможности определяются физической подготовкой и умением кататься. Он должен быть способен преодолеть выбранный маршрут. Склон и линию, по которой будет спускаться группа, нужно выбирать так, чтобы этот самый слабый участник гарантированно смог спуститься.

Иногда, чтобы выйти на интересный маршрут или в места, где еще не раскатана «целина», нужно проехать участки «no fall zone».

No fall zone — места, где нельзя падать. Это может быть тропа, идущая над пропастью или по очень крутому или обледенелому склону. Или все вместе.

Если нет уверенности, что такой человек не упадет на участке «no fall zone», группе придется выбрать другой маршрут, более легкий. И значит, все остальные, вместо того, чтобы кататься там, где интересно и никого нет, будут раскатывать «лягушатник» рядом с подъемниками. А ведь они мечтали не об этом.

РЕШЕНИЕ

В идеале даже лавинную и альпинистскую подготовку желательно проходить с теми, с кем вы будете потом кататься в горах. Совместные тренировки способствуют хорошему взаимопониманию в группе, сплотят ее и обеспечат высокий уровень безопасности.

Правило 4. Слушайте все, что вам говорят

В горах хорошо работает сарафанное радио. Про места, где лучше всего покататься, вам, скорее всего, не скажут, а вот куда лучше не совать нос, скажут почти наверняка. Если кто-то уже сходил в горы и увидел, что любимые райдерами места перегружены снегом, и этот снег неустойчив, то почти наверняка они постараются предупредить других.

РЕШЕНИЕ

Ценную информацию вы сможете получить от «локалов» — местных жителей, которые хорошо знают горы, куда вы собрались. Не стесняйтесь расспрашивать спасателей, сотрудников лавинных служб, местных гидов и просто райдеров, которые постоянно катаются в этих горах. Их многолетний опыт — это капитал, которым вы можете совершенно бесплатно воспользоваться.

Конечно, никто не мешает вам «пойти своим путем»: выкопать снежный шурф, рассмотреть образцы снега под лупой и убедиться, что склон для катания непригоден. Но зачем тратить время и силы, если «локалы» безо всяких шурфов вам скажут, что этот склон в это время лучше обходить стороной?

Правило 5. Будьте готовы подчиниться

Хаос и разброд в группе недопустимы. Бывает, что в горах один предлагает пойти налево, другой — направо, третий считает, что нужно спускаться здесь, а четвертый уже начал спуск, не дожидаясь, пока остальные о чем-то договорятся.

ВАЖНО

Перед выходом в горы договоритесь, кто будет старшим в группе. Обычно лидер определяется сам. Важно, чтобы все его признали и согласились с тем, что его слово — последнее. Если вам кажется, что человек не достоин быть лидером, и вы его не признаете, значит, нужно попрощаться с этой компанией и искать другую. Если вы идете в горы с гидом, он ваш лидер по умолчанию.

Разумеется, наличие лидера вовсе не означает беспрекословное подчинение. Можно и нужно высказывать свое мнение, убеждать, приводить аргументы. Но после того, как решение принято, нужно этому решению подчиниться. Все, что вам не нравится, вы обсудите дома, у печки, под глинтвейн. А в горах это неуместно.

Правило 6. Будьте готовы повернуть назад

Правило может показаться странным. Казалось бы, в чем проблема? Пришли, увидели, что склоны перегружены снегом, значит, кататься нельзя, развернулись и пошли обратно. Но те, кто катается, знают, как трудно сделать этот шаг назад. Ведь вы не просто шли сюда по горам — вы готовились, настраивали себя. Мысленно вы уже несколько раз пролетели вниз по склону. Не один час вы жили в предвкушении эйфории, ради которой, собственно, сюда и пришли.

И вот, вы стоите на гребне, и голос разума говорит вам, что спускаться нельзя. А в это время другой голос, тихий, вкрадчивый, нашептывает: «Почему же нельзя? Да, рискованно. Но риск есть всегда, просто сейчас немного больше, чем обычно. Ты проскочишь, смелей. Не зря же ты так долго шел сюда».

Не так просто заглушить в себе этот голос и прислушаться к голосу разума. Нужно уметь отказаться от спуска, если это опасно.

О снаряжении и одежде

Снаряжение — лыжи или сноуборд, крепления для ски-тура, ботинки, кошки, шлем, снегоступы, телескопические палки, камус, солнцезащитные маски, лавинное снаряжение.

Одежда — куртка из мембранной ткани с защитой от ветра, флисовая куртка второго слоя, термобелье, пуховая куртка с капюшоном, куртка синтепоновая с утеплителем, мембранные брюки горнолыжные и ветрозащитные, брюки для треккинга, перчатки из шерсти или флиса, горнолыжные перчатки, рукавицы или варежки, несколько пар носков разной плотности, теплые зимние ботинки, шапка флисовая и теплая, балаклава, обувь для дома, тапочки для посещения источников.

Бивак — рюкзак вместительностью 20-40 литров для путешествий на один день, прорезиненный баул или снегоходный чемодан, спальник, солнцезащитные очки, индивидуальная аптечка, термос, полотенце и другие предметы личной гигиены, купальник или плавки, фонарь, зарядка, фотоаппарат или видеокамера.

О порядке проживания

Фрирайд-туры на Камчатке — выбор активных людей. Мы организуем и предоставляем полный комплекс услуг по зимним активностям в Камчатском крае. В распоряжении гостей предоставляются гостиничные номера — от категории «стандарт» до «люкс». После насыщенного и активного дня вы сможете отдохнуть и восстановить силы в горячем бассейне.

Все вопросы по порядку бронирования и проживания вы всегда можете задать менеджерам.

О безопасности

Каждый фрирайд тур проходит в сопровождении опытного гида и инструктора. Мы всегда ориентируемся на погодные условия прежде, чем составить точный маршрут. Если погодные условия не позволяют провести фрирайд или хелиски день, дата переносится на более благоприятное время. Все эти меры принимаются для того, чтобы каждый турист оставался в безопасности и смог насладиться катанием без риска схода лавины!

Отметим, что в горах не может быть безопасно на 100%. Поклонники фрирайда должны помнить об этом, отправляясь в тур на Камчатке. Любые горнолыжные активности могут привести к травмам и печальным последствиям, если не соблюдаются меры безопасности. На самом деле свести риски к минимуму достаточно просто. Для этого следует:

выполнять рекомендации гидов;

прослушать курс о правилах поведения в условиях лавинной опасности в рамках одной из программ;

придерживаться соблюдения стандартных правил поведения, находясь в горах.

Гиды и инструкторы — профессиональные спасатели, альпинисты и спортсмены. Они точно определят состояние снега, продумают наиболее безопасную тактику подъема и спуска и будут способствовать правильному передвижению группы. Каждому туристу выдается специальный лавинный датчик, лопата и щуп (лавинное оборудование может входить в стоимость тура). Каждый участник фрирайд-тура проходит обязательный курс о соблюдении правил лавинной безопасности, который ведет сертифицированный инструктор.

О страховке

Фрирайд — травматичный спорт с повышенными рисками. Поэтому страховой полис фрирайдерам нужен обязательно. На ледниках райдера поджидают многометровые трещины, на высотах пониже — занесенные снегом камни. За время спуска состояние снега под ногами райдера может меняться несколько раз — от мягкого, почти невесомого «пуха» до жесткого  фирна. Фирн — плотно слежавшийся зернистый снег, промежуточная стадия кристаллизации при переходе снега в лед.

Райдер должен быть готов мгновенно среагировать на быстро изменяющиеся условия, иначе он упадет.

Цена ошибки во фрирайде намного выше, чем на трассе. Если лыжник теряет баланс на подготовленном склоне, у него есть все шансы удержаться на ногах. Потеря баланса в «целине» почти неминуемо приведет к неконтролируемому падению.

Помните!

На маркированных трассах за лыжника или бордера беспокоятся многочисленные службы курорта: лавинная, спасатели, лыжный патруль. Никого из них на диких склонах нет. И очень важно понимать: вдали от цивилизации жизнь и здоровье райдера находятся только в его собственных руках. Приобретая страховку, помните, что в стандартный страховой полис фрирайд не входит. Выбирайте расширенную страховку, включающую катание на горных лыжах или сноуборде именно по немаркированным трассам. Так, вы сможете рассчитывать на то, что страховая компания оплатит расходы на поисково-спасательные операции и эвакуацию вертолетом не только с маркированных трасс, но и с диких склонов.